«Свои дети». Эмоционально о серьезном


Подписывайтесь на нашу группу в Фейсбуке

Довольно часто бывает, что вполне нейтральное слово резко меняет окраску, становясь либо положительным, либо нет. Яркий пример – безобидное само по себе слово «мелодрама». На нынешний день это слово прочно закрепилось в сознании большинства как пошло-слащавое действо, не отягощенное смыслом, призванное выжать из зрителя побольше слез вместе с последними сбережениями. Этакая коммерческая жвачка для не самых умных зрителей (преимущественно – зрительниц).

"Свои дети", мелодрама.
Режиссер: А. Кириенко.
В ролях: А. Бабенко, А. Серебряков, Е. Арзамасова, Д. Лаленков.
Россия, 2007.

Довольно часто бывает, что вполне нейтральное слово резко меняет окраску, становясь либо положительным, либо нет. Яркий пример – безобидное само по себе слово «мелодрама». На нынешний день это слово прочно закрепилось в сознании большинства как пошло-слащавое действо, не отягощенное смыслом, призванное выжать из зрителя побольше слез вместе с последними сбережениями. Этакая коммерческая жвачка для не самых умных зрителей (преимущественно – зрительниц).

А ведь это несправедливо. Ведь не бывает «плохих» жанров. Есть плохие фильмы. И есть хорошие – тонкие, умные, исключительные благодаря своей искренней и правильно поданной эмоциональностью, которые делают нас лучше и человечнее.
Таков, например, фильм А. Кириенко «Свои дети». Сюжет этого малоизвестного рядовому зрителю фильма прост и сентиментален. Бывшая фигуристка Дина (А. Бабенко) после тяжелой травмы работает преподавателем гимнастики в детском доме для умственно отсталых детей. Судьба сталкивает ее с незаурядной, талантливой девочкой Ладой (Е. Арзамасова). Одинокая женщина и одинокий ребенок привязываются друг к другу, и Дина забирает Ладу к себе. Через какое-то время в жизни Дины появляется мужчина по имени Глеб (А. Серебряков). И все бы хорошо, но оказывается, что Глебу не нужен чужой ребенок, тем более из дома для умственно отсталых детей…

Казалось бы, подходящая завязка для типичной «слезовыжималки». Но эта простая и печальная история ясно и без лишнего пафоса рассказывает о простых истинах, которые почему-то часто забывают. О том, что мы ответственны за тех, кому подарили надежду на новую жизнь. Что приручить, а потом выбросить на улицу – тяжкий грех. Что нельзя считать кого-то уродом, существом второго сорта — это же обвинение может прилететь к тебе карающим бумерангом. О том, наконец, что «все дети, которых ты любишь, свои». Наконец, вряд ли кого-то оставит равнодушным такое тяжелое социальное явление, как жизнь в детдоме – тема, актуальная во все времена.

Еще один плюс – игра актеров, которая укладывается в рамки жанра, но и не хлещет через край. Приятно видеть на экране не стереотипных кукол, а живых людей. Особенно хочется отметить работу юной Лизы Арзамасовой, которую почти вся страна знает как «папину дочку» Галину Сергеевну. Если этот ребенок уже сейчас способен так глубоко проживать чужую жизнь, то остается только гадать, что же будет дальше.

Конечно, нельзя назвать эту картину полностью безупречной. Основные нарекания могут вызвать эпизоды, не вяжущиеся с рядовой действительностью. Конечно, трудно представить, что можно вот так запросто взять ребенка из детского дома, а потом с той же легкостью вернуть его уже из аэропорта, невзирая на приемных родителей. ДА и вообще: уместен ли хороший конец для такой тяжелой истории? Но все же надо помнить, что в данном случае роль играют не детали, не они создают настроение, задают тон и вклад их в проблему фильма чисто символический. А что до хорошего конца… Пусть будет, как напоминание о том, что жизнь прекрасна и исправить можно если не все, то многое.
Так что если у вас будет возможность – посмотрите эту картину. И пусть вас не пугает ярлык «мелодрама». Это мелодрама в лучшем смысле слова.

Источник►