Тяга к новым знаниям заложена в каждом человеке с момента рождения. Отказ от обучения в начальных классах связан скорее, с возникающими ограничениями свободы ребенка, чем с его нежеланием приобретать новые знания. Эта причина является самой распространённой среди детей дошкольного возраста. Существует еще ряд немаловажных факторов, которые следует учитывать при решении проблемы.
Влияние дошкольного воспитания
Воспитанию навыков общения, усидчивости и внимательности, необходимо уделять особое внимание не в момент поступления человека в начальные классы, а задолго до этого. Посещение детьми дошкольных учреждений способствует более быстрому развитию коммуникативных навыков, которые в свою очередь подстегивают желание ребенка к обучению.
В случаях, когда дети не могут посещать дошкольные заведения, родителям нужно проводить самостоятельные занятия по развитию необходимых навыков. Помимо этого рекомендуется воспользоваться помощью частных преподавателей, обладающих специальными навыками и знаниями. Для развития у таких детей умения общаться со своими сверстниками и взрослыми, желательно использовать различные кружки по интересам и спортивные секции. Это необязательно должна быть секция по тяжелой атлетике, шахматный кружок или танцевальная группа, вполне поможет ребенку научиться общению и усидчивости.
Проблемы в начальных классах
В 7-нем возрасте ребенок впервые попадает учебное заведение. Вокруг все новое и интересное в мире. Если с детьми проведена правильная дошкольная подготовка, то первый год обучения не будет вызывать реакции отторжения и неприязни. Главное для родителей в этот период, избегать лишнего давления и завышенных требований к ученику. Не следует забывать, что он еще ребенок, и жесткий контроль может только ухудшить ситуацию. Рекомендуется больше времени уделять общим вопросам. Помочь совместить желание играть и учиться, как можно более гармонично. Подсказать, что нужно сделать, чтобы организовать свою жизнь наиболее эффективно.
Ко 2 и 3 классам детская психика уже достаточно адаптирована для жизни и учебы в большом, школьном коллективе. Ребенок уже сформировал определенные стереотипы поведения по отношению к своим сверстникам и взрослым людям. Он научился оценивать различные ситуации, внимательно слушать и делать выводы. Это его первый самостоятельный опыт взрослой жизни, и он ждет от родителей соответствующего отношения. В это период родители должны понять, что их ребенок взрослеет. И основной задачей для отца и матери, является оказание помощи и поддержки в становлении личности своего отпрыска.
Успеваемость в средних классах
Момент перехода из младших в средние классы проходит незаметно, как для школьника, так и для его родителей. Ученик уже вполне привык обходиться собственными силами в решении бытовых и учебных вопросов. В это время у будущего подростка появляются новые интересы. Начинающееся гормональное созревание приводит к состоянию перевозбуждения. Школьник становится чрезмерно активным и резко реагирует на критику в свой адрес. Особенно это касается родителей, так как это самые близкие люди, и ребенок ждет от них в первую очередь понимания своих проблем, и поддержки в их решении.
К 12 летнему возрасту наступает переломный момент в отношении ребенка и родителей. Создаётся впечатление, что подросток стал замкнутым и скрытным человеком. Отец и мать должны понимать – это связано с изменением внутреннего мира школьника, его постепенным взрослением. Он по-прежнему любит своих родителей, но ему нужно больше личного пространства и времени наедине со своими мыслями. В такие моменты важно проявлять спокойствие и не настаивать на откровениях со стороны подростка, он уже ощущает себя взрослым человеком.
Старшие классы
13 — 16 лет наиболее сложный период, как для воспитателей, так и для воспитываемых детей. Внутренний мир молодого человека претерпевает значительные изменения. Даже в случаях отличной учебы в предыдущих классах, сейчас возможно значительное снижение результатов. Это связано с расширением сферы интересов, вследствие чего падает концентрированность на учебном процессе.
Родители должны оставаться мудрыми и твердыми советчиками, всегда готовыми прийти на помощь. Не рекомендуется использовать принципы жесткого воспитания и контроля. Такая внутрисемейная политика приведёт к дальнейшей эскалации конфликта и не окажет положительного результата. Мудрый совет и право на принятие собственного решения, вот единственно верная формула поведения для родителей.
Из-за чего школьник перестает хорошо учиться
Опыт семейной психологии доказывает, что снижение успеваемости школьника напрямую зависит от внутри семейных отношений. Поведение родителей, часто становится серьезным препятствием между ребенком и его отношением к учебному процессу. В таблице перечислен ряд наиболее часто встречающихся ошибок в поведении родителей и результаты, к которым они приводят.
Таблица зависимости отношения родителей к школьнику и его успеваемости.
Ошибки поведения родителей | Реакция ребенка на учебу |
Завышенная планка успеваемости. | Из-за недовольства со стороны родителей успехами школьника в обучении, у ребенка падает уверенность в собственных силах и как следствие снижение интереса к обучению. |
Снижение требований к оценкам за обучение и получение знаний. | Не чувствуя пристального внимания к результатам, которые он получает в школе, ученик перестает чувствовать свою ответственность и теряет желание учиться. |
Низкий уровень дошкольной подготовки. Вина всецело лежит на родителях. | Дети не умеют себя вести в обществе, не приучены к восприятию и усвоению информации. У таких школьников отсутствует понимание – для чего нужна школа и получение знаний. |
Полное перекладывание ответственности за учебный процесс на плечи школьника и преподавателей. | Ученик полностью утрачивает мотивацию к обучению, по причине непонимания для чего это нужно. Если маме и папе не нужно учиться, зачем это нужно ребенку. |
Излишняя опека. | Такое отношение лишает детей уверенности в собственных силах и необходимости принятия самостоятельных решений. У школьника создается иллюзия полной зависимости от желаний и всесильности своих родителей. |
Низкая самооценка у самих родителей. | Это чувство всецело передается ученику, и он начинает копировать поведение своих родителей. Школьник боится ответить неправильно на уроке, получить отрицательную оценку, высказать свое мнение. |
Невнимательность к внутренним проблемам своего малыша. | Политика — «Ребенок сыт, одет, и хорошо», может привести к очень большим проблемам в отношениях ребенка со сверстниками и преподавателями. Это естественным образом отрицательно скажется на его успеваемости. |
Отсутствие или недостаток полового воспитания. | Когда подросток не знает как вести себя с противоположным полом, это приводит к снижению самооценки и полному нежеланию учится. |
Негативная обстановка внутри семьи. | Этот фактор оказывает наиболее сильное влияние на ученика, и на его желание получать новые знания и хорошие оценки. |
Что можно предпринять
Школа – это первый этап на пути маленького человека к гармоничной социализации и становлению личности, для обретения статуса полноправного члена общества. Чем раньше обнаружена проблема в обучении, тем легче и быстрее ее можно устранить.
Основные способы решения проблем с успеваемостью:
- 1. Повысить свой уровень знаний в области психологии и воспитания детей и подростков:
1.1. Самостоятельно изучать литературу.
1.2. Посещать специальные курсы для родителей.
- 1. Стараться применять полученные знания на практике, больше уделять внимания проблемам школьника.
- 2. Обратиться за помощью к квалифицированным педагогам и психологам. Желательно наладить совместные с ребенком посещения специалистов.
- 3. В обязательном порядке посещать все родительские собрания.
- 4. Побеседовать с каждым преподавателем, которые обучают ученика, и попросить у них совета и помощи.
- 5. Обратить особое внимание на свой образ жизни и поведение в семье:
6.1. Внимательно следить за изменениями в поведении ребенка и своевременно на них реагировать.
6.2. Наладить постоянный и тесный контакт с учителями школьника, чтобы быть в курсе всех его проблем и неприятностей.
6.3. Завести привычку, всегда выполнять домашние задания совместно со школьником.
6.4. Стараться быть убедительным и мудрым помощником своему ребенку на начальном этапе жизненного пути.
Родителям следует помнить, что проблемы с обучением у их ребенка возникли именно из-за их невнимательности и неправильного поведения.
Рекомендации детского психолога
При общении с ребенком и выяснении причин его нежелания учиться, ни при каких обстоятельствах нельзя – срываться на крик, говорить грубости, нецензурно выражаться, словами или поступками унижать школьника.
Советы по общению:
- 1. Нельзя одновременно вести беседу с учеником и заниматься домашними делами. Ребенок должен чувствовать, что общение с ним дороже, чем бытовые хлопоты.
- 2. При общении со своими детьми следует четко контролировать свою мимику и жесты. Школьники более чутко реагируют на зрительную информацию, а не на произнесенные вслух слова.
- 3. Всегда нужно проявлять заинтересованность в том, о чем идет разговор.
Обстоятельно поговорив с ребенком и выяснив причины, по которым он не хочет учиться, можно приступать к организации учебного процесса.
Рекомендации по налаживанию процесса обучения:
- 1. С помощью разговоров с учителями и самим ребенком выявить основные направления в учебе, по которым отстает школьник.
- 2. Для налаживания доверительных отношений можно рассказать, с какими трудностями в школе сталкивались сами родители, какие предметы давались тяжелее всего. Это поможет стать ближе к своему ребенку и вызовет у него ответное чувство доверия и понимание того, что не он один такой неумелый.
- 3. Без лишнего нажима и нервозности постараться объяснить школьнику, что важно все делать аккуратно и правильно. При выполнении домашних заданий не нужно спешить иначе могут быть ошибки и помарки, из-за которых учитель обязательно снизит оценку.
- 4. Совместно с учеником решить, стоит ли нанимать репетиторов по отстающим предметам. Дать школьнику самому возможность принять решение и взять на себя обязательства по исправлению плохих оценок в школе.
- 5. Не следует делать большой разницы между занятиями по отстающим темам и предметам, которые удаются хорошо. Иначе можно получить обратный результат.
- 6. При домашних занятиях в первую очередь нужно приступать к изучению более сложного материала. В начале учебного процесса ребенок еще полон сил и энергии, это поможет ему в решении наиболее сложных задач. Менее трудные предметы лучше поставить на последнее место.
Когда процесс обучения станет понемногу налаживаться, рекомендуется начать незаметно для школьника увеличивать объем самостоятельно выполненного домашнего задания. Но это не означает, что следует в итоге все заботы об учебе полностью переложить на плечи ребенка. Не следует опять совершать такую ошибку. Ученик должен знать, что всегда, в любое время может обратиться к родителям за помощью в решении особенно сложных задач и примеров.
Квалифицированные педагоги рекомендуют разделять домашний, учебный процесс на определенные временные промежутки. Так ребенок сможет быстрее восстанавливаться, и не будет переутомляться. Нужно помнить, что значительное перенапряжение в учебе ведет к полной потере интереса у школьника к знаниям. Продолжительность временных отрезков для учебы и их количество напрямую зависит от возраста ученика.
Таблица зависимости времени и общей продолжительности домашних занятий от возраста учеников.
Номер класса | Продолжительность одного занятия | Количество занятий за один день, вечер. |
1-й | 30мин. | 2-3 |
2-ой | 30мин. | 2-3 |
3-ий | 30мин. | 3-4 |
4-ый | 30мин. | 3-4 |
5-ый | 35мин. | 3-4 |
6-ой | 35мин | 4-5 |
7-10 | 45-45мин. | 4-6 |
Основное правило, которое должны помнить все родители – мать и отец для ребенка должны быть другом, старшим помощником, наставником, но не надзирателем и угрозой.