Здравствуйте, уважаемые посетители сайта! Эксперимент третья волна – показательный пример того, как легко люди могут пойти на жестокие преступления, при этом находя вполне конструктивные оправдания своим действиям.
Как любая по количеству членов группа может стать единым организмом, преследующим определённую цель, выполнение которой требует отказа от своих интересов и утраты индивидуальных, уникальных чёрт личности.
И сегодня мы рассмотрим, в каких условиях он проводился и к каким выводам пришли исследователи в результате.
Предыстория
В апреле 1967 года в городе Пало-Альто, что находится в пределах штата Калифорния в США за стенами обычной гимназии, начался урок истории, который вёл Рон Джонс.
Его ученики проходили новую тему, посвящённую Второй мировой войне и были крайне удивлены тем, какие бесчинства творили немецкие военнослужащие.
Они не могли поверить в то, что нацисты хладнокровно массово истребляли своих врагов, не только солдат, но и мирных жителей, среди которых были дети, женщины, старики.
Ведь народ вполне мог организовать восстание и прекратить этот кошмар, который творился в концентрационных лагерях. Но вместо этого делал вид, что ничего такого ужасного не происходит. Каждый просто делает свою работу. Не более того.
Преподаватель был растерян, ведь не знал, как объяснить, что, попадая в определённую систему, человек может утратить способность к сопереживанию и жалости в целом.
Его эмоциональная сфера словно «замораживается», таким образом психика защищает организм, который может сломаться, дать сбой от перенапряжения.
Поэтому решил провести эксперимент, чтобы школьники не только наглядно увидели, что происходит в процессе, но и, приняв активное участие, смогли ощутить на себе, как меняются мысли и чувства, когда поступает приказ действовать.
На него выделил одну рабочую неделю, начав с понедельника. Его идею поддержали и «шоу» началось.
Первый день
Итак, в понедельник Рон решил познакомить своих старшеклассников с дисциплиной. Ведь в Германии она была всегда в приоритете. Нацисты строго придерживались правил и норм, которые им предъявляли.
Джонс пытался донести детям преимущества, которые дарит соблюдение дисциплины. Он приводил в пример спортсменов, которые ничего бы не добились, если бы ежедневно не приступали к тренировкам, несмотря на погоду, боль в мышцах и попросту нежелание трудиться.
Художников, чьи мазки становились увереннее также благодаря самодисциплине и контролю над собой и своими желаниями.
После лекции наступило время практики. Испытуемым было приказано упражняться сидеть в одной позе, которая считалась правильной и полезной для осанки.
А именно, ступни должны полностью касаться пола, лодыжки вместе, колени согнуты под углом девяносто градусов. Позвоночник прямой, руки за спиной, подбородок «смотрит» вниз.
Чтобы дети быстрее освоили новое положение, он проходил между рядами и поправлял тех, кто допускал ошибки. После чего распускал ребят, позволяя им бродить по комнате, а затем резко давал команду «смирно», по которой ученики должны были быстро занять исходное положение.
Тренировались они до тех пор, пока не научились садиться правильно буквально за пять секунд. Причём бесшумно, не издавая совершенно ни одного звука. На «дрессировку» ушло не более 20 минут.
Дополнения
Ученики так легко подчинялись и обучались командам, что Рону стало интересно, как долго он сможет оказывать давление без малейшего сопротивления с их стороны.
Поэтому ввёл несколько новых правил.
- Как только звенит звонок на урок, все должны быть на своих местах;
- Каждый обязан носить с собой карандаши и бумагу для конспектов;
- Отвечая на вопрос, либо задавая его, школьник должен стоять рядом со своей партой, с прямой спиной;
- Любое обращение к учителю обязательно должно начинаться со слов «мистер Джонс».
Кто быстро справлялся с поставленными задачами, получали похвалу. У кого же не удавалось с первого раза выполнить требования, практиковались до тех пор, пока с них самих можно было брать пример для подражания.
Интересно, что в этот день школьники проявили наибольшую активность, чем за все предыдущие года обучения. Обычно в дискуссиях и открытых обсуждениях участвовало несколько старшеклассников, в основном отличники.
В понедельник же живо задавал вопросы весь класс. Внимательность также была на высоте. Никто не дремал на уроке, ожидая, когда, наконец, начнётся перемена и можно будет заняться более интересными делами.
Второй день
Во вторник, только Рон вошёл в аудиторию, как с удивлением обнаружил своих ребят в положенной позе. Большинство из них сидели настолько смирно, что даже не улыбались. Их лица и шеи были напряжены. Все находились в ожидании, что же будет дальше.
Исследователь, чтобы разрядить хоть немного обстановку, подошёл к доске и написал на ней большими буквами несколько законов, которых им следовало придерживаться в ближайшую неделю: «Сила в дисциплине» и «Сила в общности».
Да, темой второго дня являлась общность. Джонс поделился мыслями о ценности принадлежности к какой-то группе, где поддержат и помогут, выслушают и не дадут остаться в одиночестве.
Позже он заставил детей громко прокричать два рассмотренных закона, словно лозунг и отметил, как они стали поглядывать друг на друга с интересом. Испытуемые смогли получить новый опыт, опыт принятия в коллектив, где все равны и ценны, а также следуют одной цели.
В конце урока учителю пришла неожиданная идея в голову создать приветствие. Чтобы его отдать, необходимо было поднять правую руку и согнуть кисть лодочкой.
Этот салют назвали «третья волна», а всё потому, что он напоминал гребень набегающей волны. Число также не случайно. Моряки считают, что волны появляются сразу по три за одну серию, и вот последняя самая ощутимая, большая, а моментами и опасная.
Это приветствие задумывалось лишь для данного класса. Дети обязаны были салютовать друг другу при встрече, как на уроках, так и на переменах.
Естественно, необычные движения определённой группы лиц вызвали интерес у всей школы. Некоторые прямо спрашивали о том, что происходит, а некоторые сразу стали повторять за ребятами.
Третий день
Среда началась с новых правил. Исследователь решил раздать всем участникам исследования членские билеты. Класс состоял из 30 человек, плюс 13 школьников сбежали с других уроков, чтобы присоединиться к основной группе.
Так что с самого утра Роном было выдано 43 членских билета. На 3-х из них стоял красный крестик, это означало, что данная личность была выбрана для особых целей. То есть докладывать о тех, кто не желает следовать установленным правилам или пытается сорвать опыт.
После чего последовала лекция непосредственно о силе действия, отсутствие которой нивелирует позитивные результаты дисциплинированности и общности.
А также о том, как сложно достигать успеха в условиях конкуренции, как много она вызывает напряжения и тревоги, ощущения безнадёжности и собственной никчёмности в случае проигрыша.
Удивительно, но дети материал не просто восприняли на ура, но и благодарили преподавателя за столь ценную информацию. Хотя, как уже отмечалось ранее, ребята обычно не слушали урок, а занимались своими делами, ожидая звонка на перемену.
Они не просто качественно и своевременно выполнили домашнюю письменную работу про жизнь нацистов, но и нашли дополнительную информацию. То есть, перевыполнили план, хотя их никто не просил о большем. Как вы сами понимаете, редко кто показывает такое стремление к обучению.
Практическая часть
Чтобы перейти от слов к действиям, Джонс каждому испытуемому дал задачу. К примеру, кто-то должен был разработать проект знамени их группы, кто-то следить за тем, чтобы в помещение заходили только те, у кого уже есть членский билет.
А кому-то необходимо было завербовать новых детей из соседних школ, либо выучить наизусть адреса всех участников эксперимента, обучить других правильной позе и убедить их в том, что так нужно и полезно сидеть всегда, не только в школе.
В общем, в гимназии царила атмосфера бурной деятельности, ученики были настолько оживлены и включены в процесс, что из 43 человек, к концу рабочего дня «Третья волна» насчитывала около 200 участников.
Подключились другие учителя, повара, библиотекарь и даже директор, который явился на педагогическое собрание и вместо того, чтобы потребовать объяснений и прекращения опытов над детьми, отсалютовал Рону. Который в этот момент ощущал ужас от происходящего и, как это ни парадоксально, одиночество.
А знаете, почему? Потому что вместо 3 учеников к нему на донос явилось около 20, хотя их никто не просил брать на себя эту обязанность. Почти половина класса добровольно организовала заговор, пытаясь обнаружить врага и ликвидировать его.
Интересно было наблюдать за поведением трёх отличниц, которые привыкли быть в центре внимания благодаря своим умственным способностям, что в данный момент перестали представлять какую-либо ценность.
Теперь они оказались в стороне и выглядели крайне озадаченными. Поэтому вечером пожаловались родным о том, что происходит в стенах школы.
Естественно, такая новость их взволновала, и раввин одного из родителей позвонил учителю, чтобы прояснить ситуацию. Но, узнав, что дети просто таким способом изучают тип личности фашистов, успокоился и пообещал объяснить остальным, чтобы не волновались на этот счёт.
Кстати, у Джонса на третий день появился телохранитель в лице одного ранее не примечательного ученика. Он сам вызвался на эту роль, сопровождая повсюду своего преподавателя, открывая перед ним дверь в аудитории и салютуя остальным членам группы.
Четвёртый день
Больше половины школьников стали одержимы «Третьей волной», а преподаватель ощутил себя диктатором, который, управляя толпой, пытается при этом оправдать свои действия в своих же глазах.
Он не знал, как быть, потому что эта роль ему явно была не по душе, а как прекратить начатый эксперимент, пока не придумал. Плюс ко всему, утром он обнаружил в дверях аудитории встревоженного отца одного из учеников.
Оказалось, накануне он, утратив над собой контроль, перевернул мебель в классе и устроил настоящий погром. Поэтому пришёл, чтобы объяснится и попросить помочь ему добраться до дома.
В таком состоянии он был по причине того, что, узнав об опыте, словно повторно оказался в лагере для военнопленных, откуда чудом выбрался живым. Да, во время войны ему пришлось пережить нечеловеческие муки и страдания. Воспоминания об умерших в жестоких пытках товарищах лишили его на время рассудка.
Это ещё больше напугало Рона и убедило в том, что «Третью волну» пора «сворачивать». Как и резко возросшее число учеников в классе. Если ранее их было 30, то в утро четверга оказалось 80.
Они отказались от своей программы, чтобы стать сопричастными к исследованию. А это уже переходило все границы и мешало самому процессу обучения.
Общенациональная программа
В этот день преподаватель решил поговорить о гордости. Он рассказал, что ощущение своей исключительности нельзя никак уничтожить. Поэтому так важно гордиться тем, кто ты есть.
А также поведал, что на самом деле «Третья волна» это не просто опыт, а целая общенациональная программа. Основной целью которой было обнаружить истинных борцов за прекрасное будущее своей страны.
Трёх отличниц, которые противились нововведениям, он попросил покинуть аудиторию, мотивируя тем, что они не прошли испытание и дальше не допускаются. Причём они не просто вышли, а были выведены под конвоем из 4 добровольцев.
После чего объявил о том, что в пятницу в полдень они должны будут собраться в малой аудитории к 12 часам, так как кандидат на пост президента выступит с официальным докладом о формировании данного молодежного движения.
На этой встрече будут присутствовать репортёры, чтобы заснять столь знаменательное событие и взять интервью у наиболее активных участников.
Никто не возмутился и не поставил под сомнения слова учителя, а даже наоборот, ребята начали беспокоиться о том, в какой одежде им быть и можно ли приводить своих друзей с других школ.
Пятый день
В пятницу к полудню вся аудитория была заполнена. Не было ни одного свободного места, некоторым даже пришлось стоять.
Джонс пригласил приятелей, которые играли роль журналистов, делая общие снимки детей и записывая в блокноты их ответы. Ровно в 12:05, когда в комнате воцарилась гробовая тишина, учитель включил телевизор, по которому должна была транслироваться речь кандидата в президенты.
Но картинка на экране не менялась, он просто пищал и показывал белые полосы. Зрители затаились в ожидании, пока один смелый школьник через пару минут не задал вопрос о том, что происходит.
Настал момент рассказать всё. Рон встал и громко объявил о том, что на самом деле никакой программы не существует, как и её вождя. Что все, кто находится в данный момент в аудитории, оказались жертвами манипуляции.
Идя на поводу у собственных амбиций, попросту отказались от убеждений и ценностей, которыми руководствовались ранее.
Что позволяет сделать выводы о схожести с нацистами во времена войны. Они совершали бесчеловечные поступки, не беря ответственность на себя за содеянное, оправдываясь тем, что им приказывали, и так было правильно. Ничего личного, они просто выполняли свою работу.
Чтобы добавить убедительности словам, он взял фотоаппараты из рук товарищей и засветил плёнку. Третья волна перестала существовать.
Дети были растеряны. Часть из них плакала, не скрывая слёз, часть сразу же ринулась к выходу, создавая давку. Джонс обнял Роберта, своего телохранителя, чтобы утешить, и ощутил на себе прикосновения других. Ребята сбились в тесный круг, чтобы поддержать друг друга и успокоиться самим.
Следующая неделя началась, как ни в чём, ни бывало. Ученики старались избегать разговоров о случившемся. Хотя вместе со своим гуру они анализировали действия и чувства, несмотря на то, что хотелось наоборот, поскорее забыть обо всём.
Завершение
Кстати, Пало-Альто расположено недалеко от Стэнфордского университета, где в 1971 году Филиппом Зимбардо был проведён не менее известный миру эксперимент, только тюремный.
Его по праву считают наиболее жестоким и опасным для психики человека, ведь впоследствии у испытуемых были обнаружены сложности со здоровьем. В общем, переходите по ссылке и сами всё поймёте.
Кстати, в 2008 году вышел фильм под названием «Эксперимент 2: Волна». Рекомендуем к просмотру, как, в принципе, и первую часть, где рассказывается о том, как проводился Стэнфордский опыт и к чему он привёл.
Берегите себя и будьте счастливы!