В одном из предыдущих материалов мы подняли весьма непростую для многих родителей тему: гиперактивность. Кто-то ошибочно полагает, что это не проблема и с возрастом поведение войдет в норму, кто-то напротив, старается «залечить» ребенка, подавляя не только «гипер», но и активность в принципе. Продолжение этого разговора направлено именно на родительское участие в процессе коррекции и диагностики гиперактивности у детей.
Как диагностировать гиперактивность: помощь родителей
Тщательное наблюдение за малышом, его реакцией и поведением может помочь специалистам вовремя диагностировать проблему и оказать помощь. Больше всего времени в детском возрасте с малышом проводят родители, поэтому, если что-то в поведении детей вызывает у взрослых беспокойство — это повод обратиться к детскому невропатологу.
Врач назначит комплексное обследование, которое и выявит причину нарушений.
Диагностика синдрома гиперактивности и дефицита внимания проводится в несколько этапов:
- Первый — это сбор данных. По сути, это работа с родителями, выяснение возможных наследственных причин, отклонений во время беременности и родов. Родители же предоставляют медикам информацию обо всех заболеваниях, перенесенных ребенком в младенчестве. Специалист просит родителей самостоятельно оценить собственного ребенка, озвучить те проблемы, которые они заметили. После этого, на повторном приеме врач сам оценивает поведение малыша, его контактность, социализированность и другие параметры развития.
- На втором этапе проводится тестирование, направленное на оценку внимательности. Дети могут самостоятельно проходить этот этап под наблюдением взрослых уже с 5-6 лет.
- Третий и последний этап — это аппаратное обследование. Как правило, назначается электроэнцефалографическое исследование либо магнитно-резонансная томография. Результаты этих обследований и являются определяющими при выборе методов коррекции гиперактивности.
Как справиться с проблемой?
Мнения специалистов о том, нужно ли лечить гиперактивность в раннем возрасте — не совпадают. Некоторые полагают, что чрезмерная возбудимость и эмоциональность в детском возрасте — норма. Максимум, что можно сделать в этой ситуации — скорректировать воспитание ребенка и постараться как можно раньше социализировать его, помочь адаптироваться к условиям обучения. Однако, неврологи, как правило, назначают в этом случае курсовой прием определенных средств.
Из-за довольно сомнительных результатов, которые когда-то имели место в процессе подбора подходящих схем медикаментозной коррекции, к такому решению проблемы большинства выработалось довольно негативное отношение. Все дело в том, что когда-то, а в некоторых странах и сейчас, с этой целью применялись психотропные вещества амфетаминовой группы, которые вызывали сильную зависимость и провоцировали необратимые процессы в организме.
В России такие препараты широкого распространения не получили, особенно в детской терапии. Все методики проводятся только под наблюдением медиков, а средства реализуются по рецептам через аптечные сети. Курс корректирующей терапии может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Как правило, при соблюдении всех рекомендаций видимый результат наступает уже через три-четыре месяца.
Гиперактивность: исцеляющая любовь
Связь с родителями, в особенности, с матерью, в первые годы жизни — важнейшая составляющая коррекции поведения у детей с синдромом гиперактивности.
Именно мама может помочь своему малышу справиться с проблемой до того, как она станет очевидна для окружающих.
В основе общения взрослых с такими детьми должна лежать «позитивная модель». Ругать, пытаться силой заставить гиперактивного ребенка сосредоточиться или проявить к чему-то внимание — бесполезно. Такие дети инстинктивно игнорируют любое негативное замечание. Зато на похвалу реагируют охотно.
Старайтесь как можно чаще подчеркивать положительные моменты в жизни малыша, но не хвалите просто так. Пусть у него будет своя область ответственности, какое-то небольшое дело, которое нужно выполнять регулярно: собрать игрушки, покормить рыбок, полить комнатный цветок. За ответственное выполнение поручения ребенка можно поощрить, похвалить за то, что не забыл о своей маленькой, но очень важной «работе».
Ведение совместного дневника — очень действенный способ стимуляции памяти и внимания. К тому же, вспоминая и описывая свой день, отмечая полезные и интересные моменты, ребенок быстрее научится планировать свое время, жить в рамках определенного расписания, придерживаться графика. Да и контролировать процесс будет намного проще, если перед глазами будет наглядное подтверждение совместной кропотливой работы.