Всем привет! Эффект хоторна – это феномен, при котором результат деятельности работников улучшается в связи с повышенным вниманием к нему. Подобное может происходить также при проведении экспериментов, изменений условий труда и прочее. Появляется желание показать себя с лучшей стороны, отчего люди выкладываются на все 100 %.
История возникновения
Это название берёт своё начало из эксперимента, который проводила команда специалистов во главе с Элтоном Мейо. Только, в отличие от остальных эффектов, термин появился не в честь фамилии психолога. А благодаря месту проведения исследований – заводу «Hawthorn works». Он производил телефонное оборудование, электрооборудование и различные потребительские товары. Был настолько крупным, что на его территории находилась железная дорога для перевозки тяжелых грузов. А сами сотрудники использовали велосипеды для передвижения.
Руководство компании в 1924 году после ряда неудачных попыток самостоятельно разобраться в ситуации, обратилось к Элтону с проблемой снижения уровня производительности. Наиболее худший результат показывали девушки, собиравшие реле.
Команда первым делом принялась изучать влияние освещения на трудоспособность и эффективность работы. Поэтому разделила сотрудниц на две группы – контрольную и экспериментальную. В последней группе изменили условия труда, сделав свет немного ярче. Мейо принял решение делать это поэтапно, чтобы наверняка доказать, что свет действительно влияет на производительность.
Ожидания оправдали себя, девушки, в отличие от тех, у кого освещённость осталась на прежнем уровне, стали делать успехи, выполняя план. Тогда им ещё немного добавили яркости в помещениях. И произошло что-то удивительное. Работать стали лучше даже те сборщицы, которые не имели никакого отношения к изменениям условий труда.
Исследования длились 8 долгих лет. Учёные меняли факторы, которые, по их мнению, могли «пролить свет» на происходящее, но озадачивались ещё больше. Например, увеличили количество выходных, добавили больше времени на перерывы. Даже группы сделали меньше, теперь в одном помещении могло находиться максимум 6 работниц. Назначили премиальные за качественный и ответственный подход к делу. А потом взяли, и отменили улучшения, ожидая стремительное снижение мотивации девушек. Но не тут-то было, их производительность росла дальше, как ни в чём не бывало.
Раскрытие действия эффекта Хоторна
Стэнли Милгрэм, известный нам проведением эксперимента на выявление причин возникновения садистских наклонностей у людей, которые раньше не отличались жестокостью, сделал выводы о том, что Мэйо ошибался, считая, что изменение различных факторов влияло на эффективность. По его мнению, девушки выкладывались на полную из-за того, что постоянно находились под вниманием.
Вот представьте, все знают, что у завода серьёзные проблемы и вдруг руководство приглашает каких-то людей, которые совершают непонятные сборщицам реле действия, постоянно контролируя их деятельность. Девушки попросту решили, что начальство просто пытается разобраться с теми, кто плохо работает. А специалисты помогают обнаружить «слабое звено». Отчего, боясь лишиться места, старались изо всех сил, только бы выбор пал не на них. И пусть хоть по 20 человек находится в одной комнате, хоть 6 – это совсем не имеет для них значения.
Также наблюдение за работой повышало уровень значимости. Работницы ощущали, что делают что-то важное, раз находятся под контролем. А это стимулирует выкладываться, какому человеку не хочется ощущать себя ценным сотрудником? Каждому, кто стремиться достичь успеха и реализовать себя, не так ли?
Ещё немаловажную роль сыграл эффект новизны. Это такое явление в психологии, когда последние события или свежая информация имеют большее значение, чем то, о чём раньше знал человек. То есть, трудящиеся воспринимали себя как успешные, потому что их результат улучшился. Напрочь забыв о том, что раньше завод был из-за них под угрозой закрытия. Соответственно, они не могли начать хуже работать, их внутренние ощущения не соответствовали ощущениям неудачниц.
Как использовать эффект Хоторна
Рабочий процесс важно обустроить таким образом, чтобы сотрудники ощущали свою значимость. Когда они ощущают, что делают важный труд, который высоко ценится – они будут стараться изо всех сил сделать больше и лучше, чем раньше. Кстати, в этом проявляется ещё один феномен, который открыл Роберт Розенталь.
Он утверждал, что ожидания имеют свойство сбываться, так как личность неосознанно будет совершать такие действия, которые будут подтверждать её мысли. Вот, например, верит руководитель в то, что его подчинённые профессионалы и могут справиться со сложной задачей – они будут стремиться соответствовать его мнению, выполняя свою работу чуть ли не идеально.
А ещё, замечали ли вы, как повышается эффективность, когда появляется информация о том, что приедет проверка? Организм мобилизуется и неизвестно откуда берутся силы выполнять те задачи, которые раньше вызывали скуку. Так что, стимулировать свой персонал вполне можно, объявив о грядущей проверке, допустим, со стороны каких-то инстанций. Тогда они, находясь в состоянии ожидания, будут лучше выполнять свои обязанности. А потом уже придётся соответствовать образу эффективного работника.
Порой достаточно просто заявить об этом, что вот-вот «нагрянут гости». Только делать так не часто, иначе выйдет как в притче про пастуха, который ради шутки звал на помощь, а потом когда волки действительно напали на стадо, никто уже не бежал на его крики, так как не верили ему.
Завершение
Если вам интересно больше узнать о том, как повысить личную эффективность, то вы легко это можете сделать, перейдя по этой ссылке. В статье указаны наиболее интересные, простые, но при этом эффективные методы. А на сегодня всё! Удачи вам и будьте счастливы!