Становление и развитие личности в современном мире с точки зрения психологии

Доброго дня, мои читатели! Сегодня хочу вам рассказать о том, как формируется наше внутренне я. Теории личности в психологии основываются на факторах ее становления и развития. В процессе современного анализа акцент делается на интеграции данных различных школ, что в итоге дает полную и объемную картину, отражающую особенности развития человека. Данная модель предусматривает влияние как биологических факторов (генетические особенности, закономерные стадии физиологического формирования), так и психологических (социальные особенности, индивидуальный опыт и пр.).

Согласно современной теории, формирование личности является поэтапным процессом. В котором каждый шаг сопровождается определенными кризисами, внутренними изменениями, новообразованиями, а также преобразованием взаимодействия с окружающим миром.

Возрастные стадии формирования личности

 

Фазы развития личности, основанные на возрастной периодизации, затрагивают сразу несколько аспектов становления: биологический, психологический и социальный. Это полностью отражает восприятие человека как биосоциального существа, способного активно менять ход истории и собственной жизни.

Формирование и становление личности проходит следующие стадии:

  • желание общения или отстранения от людей (формируется на первом году жизни). Основным является непосредственное, построенное на эмоциях общение со взрослыми;
  • приобретение самостоятельности и уверенности (формируется к 3-м годам). Это обеспечивает предметная деятельность, предоставляющая понимание окружающих предметов;
  • активное изучение окружающего мира, чему способствует высокий уровень любознательности, развития коммуникативных и трудовых способностей (полностью формируется к 13 годам). Эти навыки тренируются благодаря сюжетно-ролевой игре и учебной деятельности;
  • половое созревание и жизненное определение, как в сфере ценностей, так и в профессии (до 20 лет). В качестве основных моментов выступают интимное общение и учебно-профессиональная деятельность;
  • реализация собственных возможностей и планов, наслаждение достигнутыми результатами, активное воспитание детей при их наличии (до 60 лет);
  • активная творческая деятельность, анализ собственной жизни, поступков, переосмысление всей жизни.

Исходя из данной периодизации, обратите внимание на то, что личность в психологии не рассматривается как статичная структура, а только может проходить различные этапы своего становления.

Факторы и направления развития личности

Психология изучает, какие факторы и каким образом влияют на процессы развития и становления личности. Выделено 3 основные параметра, имеющие непосредственное влияние на формирование личности:

  • Генетика – обуславливает врожденное наличие способностей или склонностей, а также некоторых ограничений, обусловленных биологическими факторами;
  • Социум – имеет опосредованное, но довольно сильное влияние, как на развитие личности, так и пути ее дальнейшего становления. Ближайшую социальную группу можно рассматривать в качестве инструментов, благодаря которым осуществляется развитие необходимых навыков, а весь остальной социум представляет собой скорее потенциальную возможность для развития тех или иных черт индивидуальности;
  • Обучение и воспитание, организованные государственными и семейными системами, в отличие от стихийного воздействия окружения. Этот фактор является наиболее значимым в реализации социальной направленности деятельности человека, которая неразрывно включена в понятие личности наравне с психическим и биологическим.

Из представленных факторов наиболее важную роль играет именно воспитание. Оно является активным направляющим вектором, а не исключительно существующей и заложенной заранее предпосылкой.

Направления развития:

  • физическое – подразумевает комплекс многих показателей. Таких как морфология (вес, рост, объемы), физиология (кровообращение, обменные процессы, половое созревание и пр.), биохимия (состав тканей организма), а также их изменения;
  • психическое – овладение высшими психическими функциями (различные типы мышления, направленная память, волевые навыки). Умение распознавать и транслировать эмоции, выражать потребности и особенности характера;
  • социальное – непосредственно связано с психическим. Но также сюда добавляется понятие духовности, морали (нравственности) и интеллекта (способности к расширению и углублению знаний).

Толкает человека к трансформации постоянно возникающее противоречие между тем, что имеется на данный момент и тем, что необходимо либо желательно делать и иметь. Это может относиться как к физической сфере, когда потребность научиться самостоятельно доставать пищу мотивирует к развитию навыков хождения. В социальном плане противоречие между желанием быть принятым обществом и выражать собственные мысли может порождать творческие идеи приспособления, изучение психологических особенностей людей, а также собственных психологических травм.

Личностная зрелость

Особенности развития человека подразумевают наличие факторов, определяющих зрелость, как целостного понятия личности, так и отдельных его компонентов. Многие авторы соотносят критерии зрелости, а соответственно определенного конечного этапа развития некоторых функций с возрастной и психической зрелостью.

Несмотря на то, что становление для личности является непрерывным и продолжительным процессом в течение всей жизни, есть ряд факторов, определяющих своеобразное плато зрелости, после чего начинается индивидуальный путь развития.

Основы личностной зрелости включают:

  • Ответственность за собственное поведение, принятые решения, а также ближайшее окружение, с которым происходит максимальное количество контактов. Ответственность формируется только тогда, когда уходит инфантильность, как признак еще не сформированной зрелости. Данное понятие подразумевает не только груз за свое поведение, но также и свободу выбирать необходимые пути или желаемые варианты течения событий;
  • Терпимость, как наиболее выраженное социальное качество, помогающее устанавливать гармоничные отношения. Кроме того, терпение рассматривается как личностное проявление, благодаря которому возможны результаты, требующие длительного труда;
  • Саморазвитие и самоактуализация, являющиеся основными движущими факторами непрерывного развития и дальнейшего углубления и расширения знаний. Это скорее внутренняя потребность, а не обусловленная внешними требованиями повинность, как это выражается при неразвитой внутренней структуре;
  • Позитив в отношении к миру внешнему и внутреннему, а также к происходящим событиям.

Заключение

Личность в психологии и ее становление подразумевают постоянное движение и развитие, где некоторые этапы являются обязательными и предопределены биологическими факторами и социальными законами. В это же время развитие личности и его направление может приобретать абсолютно любые индивидуальные формы.

В современном обществе основную роль в формировании играет социальное окружение. Однако несколько изменились формы воздействия, включив в себя не только непосредственное воспитание, но также и влияние интерактивной среды взаимодействия.

До встречи, друзья! Заходите сюда почаще, готовлю для вас много чего интересного!

Также, рекомендую вам посмотреть, нашу подборку самых интересных статей по психологии.

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

Оцените статью
Информационный сайт о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной