«ЖЕНА (кричит). Ну и катись! И чтоб ты там сгнил! Будь проклят день, когда я тебя встретила, подонок! Сам Бог тебя таким ребенком проклял! И меня из-за тебя, подлеца! Подонок!
Рыдая, падает на пол и бьется в истерическом припадке».
Аркадий и Борис СТРУГАЦКИЕ, СТАЛКЕР, литературная запись кинофильма (режиссер Андрей Тарковский).


Утром вели себя дерзко все, – даже Кот. Илюшка ответил дерзко, когда я сделал ему выговор по поводу грязи на ботинках. Валя надерзила, когда в семь утра я стал ее будить в школу. А Кот – жирная скотинка – уселся на телевизоре и не хотел слезать, хотя прекрасно знает, что ему сидеть на телевизоре не положено. Не дерзила сегодня только Галя, потому что в командировке.

Почему, спрашивается, дерзили дети? Замечания то были справедливые: ботинки надо мыть или хотя бы вытирать у порога, на уроки опаздывать нельзя, просыпаться надо вовремя, а телевизор на полке, где много всяких мелких вещичек, не лежанка для Котов.

Чем заканчивается дерзость?
Дерзость заканчивается криком и плачем. Первым кричу я, потом кричит Валя, потом Валя плачет. Илюшка не плачет, но кричит погромче моего. Не кричат только Кот и Галя. Кот в принципе не кричит, а мявкает и то, когда жрать хочет, а Галя вообще никогда не повышает голос. Она выговаривает, и выговаривает так, что мне, в конце концов, становится стыдно. Когда мне становится стыдно, я становлюсь задумчив и тих, и, хорошенько подумав, прихожу к выводу, что надо извиниться.

После того, как я на кого-нибудь из детей наору, мне обычно бывает плохо, мир становится тусклым и злым, а причины, почему кричал, кажутся мелкими и глупыми. Это очень тонко чувствует Галя. «Вот видишь, тебе опять плохо?» — спрашивает она. «Плохо», — сознаюсь я. «Ведь знаешь, что тебе будет плохо, а зачем кричишь?» «Не знаю, — говорю я, — не могу сдерживаться, это у меня наследственное, это я в папу своего пошел».
Валька сидит в своей комнате, когда я захожу, и дуется, и от этого одна щека у нее похожа на воздушный шар красного цвета, а другая щека тоже похожа на воздушный шар, но только розовый.
«Валька, — говорю я, — прости своего глупого папу, он опять не сдержался, опять наорал на всех». Валька отворачивает голову и делает вид, что прощать не хочет, хотя я понимаю, что хочет. Еще какое-то время она дуется, однако мир уже меняется. И краски вновь обретают свою яркость и новизну.

В этих семейных разборках есть два уровня для понимания.
Уровень первый – скандально-бытовой – на поверхности.
Уровень второй имеет скрытый смысл, подтекст. В дерзости детей проявляется то, что очень хорошо показали киники («собаки»). Были такие философы в Элладе в эпоху Платона и Аристотеля. Они вели себя примерно также, когда хотели предъявить свой протест добропорядочным гражданам. Самым ярим среди киников был Диоген из Синопа. Этакий древний хиппи. Жил в бочке, ходил в рубище. Когда Платон разглагольствовал в его присутствии о душе, он громко пукал. А когда Платон воспевал утонченный эрос, – занимался онанизмом. Об этом пишет другой Диоген из Лаэрта в своем трактате о философах.

Что же такое дерзость детей по отношению к взрослым? Это протест против ханжества и лицемерия.
Взрослые говорят, как надо жить, поучают, занудствуют. Дети, как и киники, просто живут, и, как живут, так и говорят. Непослушание и кривляние – это знак, что маленький человек (на рыночной ли он площади античного полиса, или в современной квартире) имеет право быть собой.
А в общем, если без лишней премудрости, дети очень беззащитны и ранимы. Еще менее защищен на нашей домашней социальной лестнице Кот Иосиф, но он не умеет говорить.
картинки:www.llemur.ru/pics.htm

Добавить комментарий

Рекомендуем

Самые престижные и высокооплачиваемые профессии в мире

В мире очень много профессий и, чтобы не потеряться в этом океане, нужно четко знать, каки…