Как правильно воспринимать критику в свой адрес

В статье рассказывается о причинах, по которым люди критикуют других. Описаны виды критики, даны советы, как реагировать на неприятные высказывания.

В жизни не раз приходится сталкиваться с оценкой своих слов, поступков или реакций. Люди анализируют поведение других людей и индивидуально оценивают личностей, кого-то поддерживая, а кого-то порицая. И иногда несогласие с чужими действиями и поступками приводит к критике.

Критика вызывает острую реакцию у любого неподготовленного человека. Приводит она к агрессии и злобе в адрес источника негативной оценки или к старту излишнего самоанализа.

Почему люди критикуют

Прежде чем реагировать и анализировать критику, нужно определить, кто и почему решил выразить свое мнение. Действительно ли стоит прислушиваться к негодующему – может быть, это просто человек, проходивший мимо, приобщивший критикуемого к числу «одинаковых» от скуки?

Разновидности критики

После установления причины критики необходимо понять, с каким видом этого явления пришлось столкнуться. Видов всего два: конструктивная и деструктивная.

Конструктивная критика – проще говоря, оценка «по делу». Конструктивные замечания основаны на рациональных условиях и фактах. Конструктивная критика является видом оценки действий личности, к которой лучше прислушиваться – по обыкновению своему именно это указывает на ошибки и высказывается от искреннего желания помочь и пресечь что-то неверное.

Деструктивная критика – оценка ложная, с большим эмоциональным оттенком, в основном без знания дела. Деструктивные замечания обычно даются на основе личной неприязни. Они вовсе не помогают стать лучше или исправить что-то, но часто приводят к склокам и скандалам.

Ярким примером различия критики может служить простое недовольство опозданиями:

  • «Я недоволен твоими опозданиями, ведь каждый пропущенный час не позволяет тебе выполнить n-ное количество важных дел, постарайся быть более пунктуальным» – скажет шеф и будет конструктивен.
  • «Я недоволен твоими опозданиями, потому что бездарный сотрудник вроде тебя не должен опаздывать, еще раз – и уволю» – скажет шеф, и выразит лишь свое эмоциональное настроение, которое никак не поясняет суть дела и недовольства.

Так случилось, что не каждый собеседник способен грамотно формулировать свою критику, и не всегда то, что должно быть конструктивным, выходит таковым. Потому на любое высказывание в свой адрес нужно уметь верно реагировать. Конечно, выводы о том, стоит ли прислушиваться к тому или иному замечанию, каждый выносит самостоятельно.

Как правильно воспринимать критику в свой адрес

Вот несколько советов, которые помогут адекватно оценить ситуацию и правильно отреагировать на негативную оценку своих действий:

  1. Будьте готовы к критике. Любая ситуация двояка, каждое действие несет ряд последствий. Даже при самом добродетельном поступке обязательно найдется тот, кто осудит. Нужно быть готовым к этому и сохранять элементарную уверенность в себе.
  2. Нужно мыслить позитивно. Неужели действительно так важно, кто и что думает по поводу какого-либо поступка? Важно оставаться на позитивной волне: к конструктивному замечанию можно с улыбкой прислушаться, злостную обиду стоит проигнорировать.
  3. Сохранять спокойствие. Нельзя позволять себе ощущать злобу. Возникает напряжение? Необходимо тут же его устранить, отвлечься.
  4. Не проявлять агрессию. Не надо «опускать» себя ниже в надежде на снисхождение. Необходимо мыслить взросло, разумно, внимательно выслушивать все, что будет сказано: только так полученную информацию удастся здраво проанализировать.
  5. Не бояться защищать себя. Не стоит сразу принимать роль виноватого. Иногда важно отстоять верность своих действий. Порой стоит даже отложить разговор на потом, чтобы собрать аргументы или переосмыслить ситуацию.

Пожалуй, главное в принятии критики – не развивать конфликт после поступления замечаний. Понять, проигнорировать – дело каждого. Конфликтную ситуацию на основе непонимания или обиды разрешить будет куда сложнее. И не стоит забывать про эффект зеркала. Будете конструктивны вы – будут конструктивны в ответ.

Оцените статью
Информационный сайт о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной