Значение психологии в рекламе

Статья о значении психологии в рекламе: разбирается Иерархия потребностей Абрахама Маслоу. Каждый уровень теории психолога сопоставляется с тем, как потребитель совершает покупки на этом уровне. Поведение потребителей на каждом уровне рассмотрено на примере передачи «Последний герой».

Очень часто мы покупаем товары и даже не представляем, как влияет наше психологическое мышление на выбор этих покупок. Какую роль занимает социальный статус и бессознательный фактор выбора в поведении потребителя?

В этой статье мы проследим пути поведения человека при выборе товара, и поймем, как следует разрабатывать рекламные компании в зависимости от этого поведения.

Сперва рассмотрим знаменитую психологическую теорию – Иерархию потребностей Абрахама Маслоу (американский психолог). Согласно этой теории, поведение потребителей делится на 5 уровней жизни человека:

  • Первый уровень – физиологические желания или потребности. К ним относится всё, что необходимо для комфортного существования – первичные потребности в пище и доме.
  • Второй уровень – личная безопасность. Как правило, это безопасность жилища, забота о будущем – финансовая обеспеченность.
  • Третий уровень – потребность в любви и принадлежности к социуму. На этом уровне важно находиться в группе и не выделяться из неё.
  • Четвёртый уровень – желание уважения, власти и контроля. Здесь человеку необходимо чувствовать себя личностью, выделяться из общей массы и быть признанным в группе.
  • Пятый уровень – потребность в реализации своего я. На этом уровне люди считают, что уже достигли многого. После достижения всех уровней потребители начинают развивать личностные качества, занимаются творчеством, путешествуют, становятся филантропами.

Физиологические желания

Люди на первом уровне не обладают обширными финансовыми возможностями. Их средства уходят на еду, жильё, транспорт и другие средства первой необходимости. Такие потребители выбирают в первую очередь дешёвые товары, несмотря на качество. Экономия – главное в этом случае.

Фото kevin laminto on Unsplash

Для примера рассмотрим все уровни поведения человека на реалити-шоу «Последний герой». Находясь на острове, люди обязаны сами устраивать себе жилье, находить еду и воду. На первом этапе они ищут еду и обустраивают дом – это первичные, физиологические потребности. Пока что о других желаниях нет и разговора – только выживание.

Второй уровень – безопасность

Потребители второго уровня постоянно нуждаются в физическом комфорте и безопасности, поэтому:

  1. Ищут информацию по самообороне и охране территории (книги, видео).
  2. Делают вложения в пенсионные фонды для обеспечения безбедной старости.
  3. Покупают системы сигнализации и видеонаблюдения, например, для контроля за работниками или домом.

Второй уровень в шоу «Последний герой». После успешного строительства жилья и поиска продуктов. Физиологические потребности стихают и появляются новые – безопасность и контроль.

Чтобы остаться дальше в игре – нужно договориться с другими игроками и поставить себя в коллективе так, чтобы не выгнали. А уход означает – проигрыш и потерю главного приза.

Третий уровень – желание любить и находить в социуме одобрения

Признание окружающих и принадлежность к обществу – самая главная потребность для людей на этом уровне, как и потребность в любви. Они всегда хотят быть в тренде, поэтому следят за всеми модными течениями и тенденциями.

Фото Phil Coffman on Unsplash

Они не выделяются из группы, как внешне, так и своими поступками. Их социумами могут быть: семья, друзья, коллектив на работе, сверстники и просто уважаемые люди. Потребители третьего уровня покупают по причинам:

  1. Журналы или другие источники последних тенденций и новинок – чтобы быть в тренде.
  2. Модная одежда – для соответствия группе.
  3. Косметика и парфюмерия – для поиска и привлечения противоположного пола.
  4. Литература по психологии – для исключения конфликтных ситуаций и критики со стороны группы.

В «Последнем герое» этот уровень ознаменован дружескими отношениями и нахождением в коллективе. Чаще всего, первые, покинувшие проект – это те, кто вызвал острую неприязнь или совершившие поступок, неприемлемый коллективу. Остальные игроки пытаются договориться и советоваться друг с другом.

Четвёртый уровень – жажда уважения, власти и контроля

На этом уровне люди начинают ощущать свою личную индивидуальность, у них присутствует чувство собственного достоинства, и они не хотят быть похожими на других.

Фото Nicolai Berntsen on Unsplash

Им нужно утвердиться в обществе, и повысить свою самооценку. Такие потребители покупают вещи по своему личному вкусу и желанию, а не по необходимости. На данном уровне люди приобретают товары по причинам:

  1. Профессиональное оборудование и гаджеты для работы, здоровую еду – для улучшения самочувствия и внешнего вида.
  2. Бизнес литература по созданию и управлению своего дела – для достижения власти и финансовой независимости.
  3. Вложения в собственное дело – чтобы полностью контролировать бизнес и ни от кого не зависеть.
  4. Антивозрастная косметика и процедуры для поддержания молодости и идеального внешнего вида.
  5. Предметы роскоши – одежда класса люкс, статусные часы, автомобили. Эти вещи помогают потребителям чувствовать себя более значимыми, участниками своего рода «закрытого клуба».

К концу проекта «Последний герой» проявляются лидерские качества, появляется индивид, личность со своим мнением на всё и завоевавший уважение всех игроков. Чаще всего он контролирует принятие решений, в том числе и на голосовании. В конечном счете, он и выигрывает главный приз.

Пятый уровень – необходимость в самореализации

Это заключительный этап, очень жаль, но многие никогда не смогут дойти до него. Но всё же, те счастливчики, достигшие последнего уровня, живут в гармонии с собой и с окружающим миром. На этом этапе люди чаще всего покупают по причинам:

  1. Артефакты для душевного обогащения – предметы культурного значения: картины, книги, цветы.
  2. Путёвки и спец предложения на отдых – морские круизы, экспедиции – всё ради собственного комфорта, удовольствия и познания окружающего мира.
  3. Человек в гармонии с собой чувствует удовлетворение и радость от пользы и помощи другим людям. Такие потребители, филантропы часто покупают подарки и участвуют в благотворительных мероприятиях и становятся членами фондов помощи.

В «Последнем герое» проходит последнее испытание, и выбирают победителя. Он получает главный приз. А потом делает подарки своим друзьям из команды. Это и есть человек последнего уровня.

Мы рассмотрели все 5 уровней психологической мотивации потребителя к совершению различных покупок. В соответствии с ними разрабатываются все рекламные компании.

Оцените статью
Информационный сайт о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной