Биография психолога, основателя логотерапии Виктора Франкла

Статья рассказывает об особенностях биографии невролога, психолога, основателя логотерапии Виктора Франкла. В статье даются предпосылки создания концепции логотерапии, затронуты: часть жизни в концлагере, выход из заключения и дальнейшая жизнь.

Виктор Франкл родился в Австро-Венгрии в 1905-м году. По национальному происхождению – еврей. Исторически он застал: расцвет психоанализа Фрейда, Адлера и бихевиоризм, две войны, концлагеря и истребление евреев во Второй Мировой войне, послевоенную экзистенциальную пустоту (когда уже все всем наелись). Кроме того, к его времени сформировались основные направления экзистенциальной философии.

Все это обусловило становление его личности, утверждение его как психиатра и невролога с собственной концепцией логотерапии, его дальнейшую профессиональную судьбу руководителя отделения по предотвращению суицидов. Психиатрическая специализация Франкла – депрессии и самоубийства.

Теперь по порядку

Виктор Франкл жил в традиционной еврейской семье, где забота о родителях, ценности предков, духовное наследие Торы имело огромное значение. Поэтому, когда во время войны у него была возможность эвакуации, он предпочел остаться со своей семьей, с родителями и на своей малой родине. Этот выбор был не случайным – что-то интуитивно указало ему на правильность выбора, и, конечно, он поступал так в согласии со своей совестью.

Но еще до этого он, как врач, знакомится с актуальным для того времени направлением в психиатрии и неврологии – психоанализом. И понимает, что нахождение причин и объяснение ими «поломок» личности не открывает горизонт и далеко не всегда приводит к выздоровлению пациента.

Так вот, Франкл, уже имея сомнения во всемогуществе психоанализа (в том его виде), попадает в концлагерь, где и вовсе не работают «причины из детства». Отчаяние перед лицом газовых камер и зверствами, на которые оказался способен человек, не соотносились с материнской нелюбовью или нерастраченным либидо. Люди один за другим в поисках спасения бросались на проволоку с электрическим током и считали это своим наилучшим будущим.

Концентрационный лагерь и лагерь смерти Освенцим

Будущее и настоящее – вот что стало предметом интереса Виктора Франкла. Как жизненные задачи, оставшиеся за колючей проволокой, могут заставлять говорить жизни: «Да» человека в лагере смертников?

Франкл начал составлять свой научный труд, проводя исследования и наблюдая за заключенными. Он обнаружил, что выживают те, кто видит горизонт, кому есть, ради чего заботиться о себе по мере своих сил и те, кто способен пожертвовать собой ради другого. Парадоксальным образом люди, действующие ради кого-то или чего-то, могли продержаться дольше или остаться жить.

В первую очередь, Франкл наблюдал за собой. Сам он остался жить как благодаря собственному настрою на жизнь, которая обязательно будет после войны, так и благодаря доверию Неподконтрольному – ему помогла Вера, его духовные корни. Кроме того, он писал свой научный труд (в уме) и помогал другим заключенным, считая это своей миссией.

После окончания войны

После войны Виктор Франкл возвращается к мирной жизни и, не смотря на оставшиеся позади, ужасы войны, сам оказывается на грани самоубийства – он лишился всех ценностей, которые у него были в мирной жизни. Но было то, что удерживало его от смерти – его логотерапия, которая обрела уже завершенный вид. Терапия поиска смысла.

И он начинает искать новый смысл, начинает подращивать свои новые ценности. Франкл начинает работать с «наследием» самой страшной войны в истории войн. Работает с теми, кто потерял близких, кто не может вернуться к работе, кто просто не знает, как жить, кто забыл, что такое радость. Он приступает к работе с депрессиями и суицидами.

Позже на смену бывшим солдатам приходят их дети. Новое поколение «залюблено» и ограждено от всяческих страхов. Экономика развивается. Материальные потребности удовлетворены. Новое поколение не знает, что такое напряжение, лишение, борьба. Это время, когда человек мог покончить с собой из-за проваленного экзамена в Университете или украденного кошелька.

И вот оно – открытие нового вида невроза – ноогенного, суть которого в природной неспособности личности жить ни для чего, не понимать – зачем жить. В обесценивании дара Жизни, в сведении всей жизни к размеру зарплаты, или диплому, или марке автомобиля.

Сам Франкл находит смысл не только в работе, но и в личной жизни, и, конечно, впечатлениях. Он женится и становится отцом, ходит в горы – за красотой. Кроме того, у него прочно занята позиция по отношению к страшной главе его биографии – ужасы концлагеря помогли становлению логотерапии. Его творчество – его книги, лечение пациентов.

В итоге Франкл сам стал примером умелого нахождения объективного смысла и отклика на запрос жизни. Он прожил счастливую жизнь, оставил несколько десятков книг, множество благодарных пациентов и своих учеников.

Оцените статью
Информационный сайт о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной