Что мы знаем о эволюционной психологии? Практически ничего. Однако с позиции данного направления можно многое объяснить в поведении человека. Попробуем разобраться в статье.
Эволюционная психология одно из самых молодых и современных направлений психологии. Данное направление психологии изучает видоспецифические психологические особенности человека как представителя вида Homo sapiens (человек разумный).
Данное направление возникло в конце 70-х – начале 80-х годов на стыке различных отраслей и областей научного знания: антропология, социобиология, этология, психология, генетика.
Три составляющие эволюционной психологии
- Разграничение между примерными и окончательными (точными) причинами. Если брать примерные причины, то это попытка объяснить явления с такими вопросами – как и каково. (например, каковы симптомы астмы и как их можно облегчить?). Окончательные же причины адресуются к дарвиновскому почему, в частности почему данная черта или поведение эволюционировала в данную форму (например, почему мужчины чаще готовы прощать неверность, чем женщины?). Такая постановка вопроса хорошо дополняет друг друга и дают более полное описание явлений.
- Способность генерировать номологические доказательства в поддержку эволюционной позиции. Суть этого способа состоит в том, чтобы идентифицировать как можно больше различных линий доказательств, вытекающих из радикально различных культур, периодов времени, дисциплин, парадигм и методологий, все из которых дают сходящуюся достоверность для рассматриваемого явления. Важно отметить, что это не обзор литературы, а способ построения доказательной базы, которая после завершения служит неоспоримой основой научного подтверждения.
- Построение единого древа знаний, в котором научные явления логически и когерентно связаны, начиная с установок общих эволюционных принципов, так называемый корневой узел (например, половой отбор), которые ведут к теориям «среднего» уровня – это уже ствол дерева (например, теория родительских инвестиций) и, наконец, к листьям, которые соответствуют фальсифицируемым гипотезам (например, женщины собирают дополнительную информацию до выбора партнера).
Один из определяющих постулатов эволюционной психологии – человеческий разум состоит из предметно-специфического мышления, которое эволюционировало как адаптивное решение повторяющихся эволюционных проблем (например, уклонение от опасных хищников, обеспечение пищей, определение подходящего партнера, воспитание и защита родственников, создание союзов без родственников и т.д.).
В более общем плане, человеческая память состоит из набора адаптивных когнитивных систем, один из элементов которых включает способность дифференцированно вспоминать эволюционно значимую информацию.
Критика эволюционной психологии
По поводу критики эволюционной психологии вся гамма повторяющихся критических замечаний попадает в один из двух лагерей, а именно идеологические/аффективные или эпистемологические/когнитивные.
Учитывая, что эволюционные принципы были узурпированы для поддержания «злых» идеологий (элитарность социального класса, евгеника, нацизм), многие люди придерживаются диковинного представления о том, что эволюция в целом и эволюционная психология в частности являются частью злой идеологической кабалы. Реальность такова, что те, кто стремится изучать эволюционную психологию, в среднем более либеральны в своих политических взглядах, чем большинство в целом.
Важным аффективно обоснованным презрением эволюционной психологии является так называемый эффект сдержанности человека. Многие люди совершенно счастливы признать, что эволюция имеет отношение к растениям и животным. Однако существует внутреннее неприятие представления о том, что одни и те же эволюционные процессы имеют отношение к объяснению человеческих явлений.
Знакомое предубеждение готовность признать, что эволюция выковала человеческие тела, но затем упрямо отвергать, что эволюционные силы сформировали человеческие умы. Для всех видов, кроме человека, ученые никогда не рассматривали бы изучение поведения животных без понимания эволюционной составляющей. И все же, когда речь заходит о людях вообще биология кажется как-то неуместной к поставленной задаче.
Еще одним распространенным заблуждением в отношении эволюционной психологии является представление о том, что она используется для оправдания широкого спектра уродливых человеческих пороков. Люди — это в сути своей кооперативные существа, способные на альтруизм, любовь, щедрость и доброту, а порой они могут быть конкурентоспособными, жестокими и прямо-таки преступными. Эволюционные психологи дают научные объяснения всему спектру человеческих переживаний.
Следует отметить, что это никоим образом не предполагает, что они оправдывают, поддерживают или потворствуют этим явлениям так же, как дерматолог, изучающий меланому, оправдывает, поддерживает или потворствует раку кожи. Чтобы понять силы, которые движут внутренними «ангелами» и «демонами», от эволюционных психологов требуется, чтобы они решали такие вопросы, которые не обременены политической корректностью и другими идеологическими ограничениями.
С другой стороны, утверждение о том, что у мужчин и женщин развилось желание изменять своим долгосрочным партнерам, не означает, что мы обречены всегда это делать. Предоставление эволюционных и биологических объяснений человеческого поведения не означает, что мы не обладаем свободой выбора. У нас может быть развитое желание отклониться от моногамных союзов, но это сдерживается развитым моральным компасом, который может помешать нам поддаться искушениям.
Биологический/генетический детерминизм — это ложь, которая живет исключительно в умах тех, кто мало или совсем не понимает эволюционную психологию. Чарльз Дарвин объяснял эволюцию форм жизни, не зная механизмов наследственности. Поэтому эволюционные психологи не обязаны определять точные средства, с помощью которых адаптация кодируется в геноме, чтобы добиться прогресса.