Cтатья об исследованиях Б. Беттельхейма – психолога и автора книги «Просвещенное сердце», которая была создана в стенах Дахау и Бухенвальда. В статье описаны некоторые данные из биографии Б. Беттельхейма, а также рычаги разрушения личности в лагерных условиях, выявленные исследователем.
На постсоветском пространстве мало знают о Бруно Беттельхейме – американском психоаналитике родом из Вены. Им было написано 14 книги, однако наибольшую известность получил труд под названием «Просвещенное сердце», созданный им в концлагере.
Впервые книга была опубликована в Нью-Йорке в 1960-м году. «Просвещенное сердце» создавалось в условиях концентрационного лагеря – Беттельхейм «написал» ее устный вариант по памяти, так как лагерной администрацией запрещалось иметь бумагу и карандаш.
Факты из биографии
Говорят, что на одной из научных конференций, Бруно сменил другой оратор – психиатр из Шотландии Р. Лэйнг. Беттельхейм по неосторожности оставил на кафедре носовой платок. Когда шотландский психиатр увидел платок, и начал тянуться за ним, чтобы передать Бруно, тот предусмотрительно крикнул: «Лучше не трогайте мой платок, а то подхватите инфекцию». На что коллега ответил Беттельхейму, улыбаясь: «Для меня это честь». Беттельхейм был настолько обаятельным, что «коллеги по цеху» стремились подражать ему в чем угодно.
О молодости Беттельхейма известно немногое – он не питал склонности к составлению мемуаров. Несмотря на увлеченность Бруно психоанализом, биографы отмечают: ученый не мог похвастать особо теплой эмоциональной связью с матерью. Она не питала к ребенку материнских чувств; ее отношение было скорее презрительным и брезгливым. Юные годы ученого прошли в минорной атмосфере одиночества.
Беттельхейм неосмотрительно отнесся к нарастающей угрозе нацизма. Начиная с 1933 года, многие из его тогдашних коллег стали постепенно эмигрировать ради сохранения свободы. Дальнейшие события в жизни Беттельхейма, как и Фрейда, были предрешены. Нацисты, называвшие психоаналитическую теорию «еврейской порнографией», готовили ученым одну дорогу – в газовую камеру.
Но Фрейду благодаря заступничеству влиятельных персоналий из-за рубежа (среди них были правители Испании и Дании, и даже Ф. Рузвельт), удалось спастись. Бруно Беттельхейм не имел заступников, и поэтому вскоре вместе с тысячами таких же обреченных был отправлен в концлагерь.
Верность исследовательской позиции
Но даже в зверских условиях концлагеря он оставался исследователем-психологом. Он изучал эмоции и переживания людей, те мотивы, которые лежали в основе их поведения. Беттельхейм поражался тому, насколько совершенным образом работает нацистская машина подавления личности в концлагерях.
Однако сломленными были далеко не все, кто попадал под ее смертельный конвейер. И это еще больше разнилось с психоаналитической теорией, которой придерживался Беттельхейм. Он писал о том, что ее позиции не имели практического приложения в лагерных условиях. Поведение людей нельзя было описать с помощью таких психоаналитических категорий, как инстинкт смерти, либидо, нарциссизм.
Невозможно предугадать, пожертвует ли человек в следующую секунду жизнью ради другого, или в порыве отчаяния, пытаясь спасти себя, предаст группу. Беттельхейм подчеркивал, что психоанализ не помог тогда найти ему решение, которое позволило бы сохранить свою личность и выжить.
Наблюдения
В процессе своих исследований ученый пришел к выводам, которые во многом совпадают с теми, что были сделаны Виктором Франклом. У человека, обладающего твердым внутренним стержнем, жизнь которого не сводится к одному лишь потреблению, шансы выжить гораздо выше. А личности тех, кто не имел внутренних моральных опор, очень быстро подвергались дезинтеграции и деперсонализации.
В своей книге Беттельхейм описал те способы, с помощью которых узники концлагерей постепенно становились «идеальными заключенными». Вот некоторые из наблюдений, зафиксированных психологом.
1. Прививание узникам «детского» мировоззрения
Этому способствовали все условия лагерной жизни. Из-за постоянного голода основной темой, которая волновала всех заключенных, была еда. Чем сегодня кормят в столовой, что обычно едят на обед эсэсовцы, кому и что удалось своровать с лагерного склада – вот проблемы, волновавшие узников больше всего. Среди заключенных принято было следовать детской этике – заслугой считалось что-нибудь уворовать.
Кроме того, в лагере пристальное внимание уделялось вопросам чистоты и порядка. Надсмотрщики следили, были ли вымыты у заключенных уши и руки. В лагере создавалась такая обстановка, при которой любой шаг заключенного мог расцениваться как нарушение распорядка: на территории лагеря существовало большое количество разных правил, многие из которых противоречили друг другу.
Между узниками не было настоящей дружбы. Люди то сходились, то расходились. Было немало доносчиков, даже с учетом того, что доносительство никак могло спасти от смерти или поспособствовать улучшению условий существования.
2. Принцип «Не смотри»
Заключенные, проходящие мимо умирающего узника, как по приказу отводят взгляд за несколько метров до приближения. Эсэсовец, издевающийся над своей жертвой, останавливает прохожих: «Смотрите, то же самое ожидает и вас». И тогда прохожие поворачивают взгляд на жертву. Иными словами, в заключенные видели то, что им приказывалось видеть, и отводили взгляд от неположенного.
3. Зарядка «злобой»
У заключенных было ровно 45 минут, чтобы после воя утренней сирены убрать постель, выпить грязной похлебки под названием «кофе», одеться и выстроиться в ряд на плацу. При этом особое внимание надсмотрщики уделяли тому, каким образом заправлялись постели. Не только отдельно взятая постель, но и весь ряд должны были соответствовать строгой геометрической форме. Иногда это проверялось с помощью геодезической аппаратуры.
Заключенные после шестичасового сна едва ли могли уложиться в этот промежуток времени. Ведь нары располагались в два или три яруса, постель можно было заправить только по очереди. Спавшим на верхних полках неизбежно приходилось вставать ногами на нижние кровати, сминая их. Это провоцировало постоянные вспышки агрессии.
Но когда, наконец, постели были заправлены, заключенных ждало следующее испытание – посещение туалета. Барак, в котором умещалось тысяча человек, имел всего пять толчков. Из-за отсутствия питания и нечеловеческих нагрузок заключенные страдали от проблем с кишечником.
Узники подгоняли занимавшего толчок саркастическими издевками. Успеть в туалет должен был каждый – ведь позже это сделать практически невозможно. Чтобы отпроситься по нужде днем, нужно было отпрашиваться у эсэсовца, который после долгих издевательств мог дать разрешение, а мог и не дать.
4. Условия труда
В концентрационном лагере виды деятельности, доступные заключенных, не отличались разнообразием. Однако чем-то заняться было можно – в основном, это были небольшие заводы, мастерские и т. д. Интеллигент мог попасть на кирпичный завод. Он мог отвлечься от тягот лагерной жизни, делая кирпичи; закрыть глаза на то, что именно из этих кирпичей строятся газовые камеры по соседству.
Но стоило только надсмотрщикам заметить, что узник слишком увлекался трудом – его тут же отправляли на еще худшее место. Чаще всего это была еще более тяжелая и бессмысленная работа: перетаскивание каменных валунов с места на место; пересыпание песка ладонями из вагона в вагон. Так лагерная система достигала своей цели – разрушить личность, показать, что от действий человека ничего не зависит.
Способ выживания по Беттельхейму
Книга «Просвещенное сердце» была названа ее французским переводчиком «самоучителем по выживанию». Самой сложной в этих условиях, говорил Беттельхейм, было создание «Области автономного поведения». Пользуясь понятием категорического императива Канта, Беттельхейм говорил о ней как об обязательном условии сохранения личности в лагере.
Это та сфера, внутри которой человек сам выбирал, что ему делать, а что – нет; какие решения принимать, а от каких поступков воздерживаться. В концлагерных условиях выжить могли только те, кто самостоятельно проводил черту дозволенного: «ни при каких условиях я не стану мучить и убивать», «ни в каких обстоятельствах не буду доносить на товарища». В этом заключался парадокс существования в лагере – чтобы выжить, нужно было прекратить бояться смерти.
Беттельхейм, исследуя поведение человека в экстремальных обстоятельствах, смог определить общие для человечества закономерности. В более-менее приемлемых условиях жизни эти закономерности скрыты от глаз.
Он писал о том, что нравственность является не просто залогом регулирования поведения человека в обществе. Она также является способом сохранения личности, выживания самого человека. Когда нет нравственных норм и обязанностей – пускай даже самых очевидных и естественных – неминуемо наступает процесс деградации и распада личности.