В статье пойдет речь о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), его причины, особенности проявления во взрослом возрасте, особенности воспитания детей с СДВГ, основные психологические приёмы взаимодействия с такими детьми.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности достаточно распространённое неврологическо поведенческое расстройство. Сокращённо – СДВГ. Чаще всего диагностируют данное расстройство у детей в возрасте 6-7 лет. Когда ребёнок идёт в школу, это становится заметным, так как симптоматика проявляется очень ярко и представляет собой следующую клиническую картину:
- низкая и неустойчивая концентрация внимания. Заключается в быстрой переключаемости внимания с одного предмета на другой, невозможность сосредоточиться на чем-либо, хотя бы на несколько минут или даже секунд;
- трудное усвоение информации, даже после многократных повторений, кратковременность памяти;
- возбудимость, суетливость, порывистость в движениях, ускоренная моторика, не имеющая результативности и целенаправленности.
Чаще данному расстройству подвергаются мальчики. Частота СДВГ среди детей примерно 7- 9 процентов, то есть, в среднем, один ребёнок из класса. Таким детям и взрослым трудно мирно сосуществовать в социуме, т.к. окружающие с трудом терпят такое поведение.
Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности и его проявление
В школе у ребёнка отсутствует взаимопонимание с одноклассниками и учителями. Дома, часто, нарушается взаимодействие с родителями, возникают конфликты в связи с низкой поведенческой управляемостью ребёнка.
Причин возникновения данного синдрома может быть несколько:
- генетическая предрасположенность;
- биологические причины, обусловленные трудностями вынашивание ребенка матерью в период беременности, такие как токсикоз, угроза выкидыша, злоупотребление вредными привычками(алкоголь, курение, наркотики). Во время родов могут быть такие отягощающие факторы, как родовые травмы, гипоксия плода.
Достигая подросткового возраста, СДВГ проявляется у детей в психологической инфантильности, капризности, требовательности к окружающим исполнять все их желания, здесь и сейчас, быстрой потере интереса к любой деятельности или предмету. У ребёнка с СДВГ наблюдается повышенная утомляемость вместе с пропорционально возрастающей возбудимостью одновременно.
В школе учителям сложно взаимодействовать с такими детьми, внимания ребенка хватает не более чем на 10 минут, он не может усидеть на месте, отвлекает весь класс. Со стороны учителя, необходимо предпринять все действия для организации максимального контроля над ребёнком(посадить перед собой за первую парту).
Не меньший контроль и внимание должно оказываться и со стороны родителей. Родителям необходимо проявить должное терпение в воспитании ребёнка с СДВГ. Если же родители не могут терпимо отнестись к его проблеме и воспринимают его как раздражающий фактор, проявляя агрессию по отношению к ребёнку, то синдром закрепляется.
Во взрослом состоянии наблюдаются такие особенности характера как безответственность, инфантильность, импульсивность, жажда постоянных развлечений и веселья, быстрая потеря интереса к людям. В связи с этим, неспособность заводить настоящих друзей и неумение строить долгосрочные отношения с противоположным полом. Все решения таким человеком принимаются здесь и сейчас, ему сложно выработать стратегию и довести начатое дело до конца.
Из-за этого возникают сложности в достижении успехов и в работе, и в личной жизни. Следует отметить, что эти люди очень интересны в общении, они неординарны, с ними не бывает скучно. Они могут быть склонны к вранью, но вместе с тем, очень искренни и, по-детски, непосредственны.
Особенности воспитания детей с СДВГ
Как же общаться с такими детьми? Какие приёмы воспитания необходимо применять? Важно усвоить правило, так как это нервное расстройство, а не просто капризный ребёнок, то наказывать его бесполезно и делать этого нельзя. Применение наказания может вызвать лишь обиду со стороны ребенка, он не осознает, за что его наказали, так как не способен провести причинно-следственную связь между своим поведением и наказанием.
Воспитывать детей с подобным синдромом следует по системе позитивного подкрепления, делая упор на сильные стороны, обращая внимание на достижения ребёнка, пусть даже небольшие, и игнорируя негативные стороны поведения.
Этот приём действует как в детском возрасте, так же в подростковом и во взрослом состоянии. Главное, акцентировать внимание на успехах и обязательно хвалить за них. Но для того, чтобы это приём действительно сработал, человек, который даёт похвалу ребёнку, должен быть для него авторитетным, это касается и родителей, и педагогов, и репетиторов.
При синдроме СДВГ ребёнку просто необходимо заниматься спортом, для нейтрализации их «энергетического токсикоза», дабы он реализовал свою энергию в правильное русло, так как отсутствие разрядки и выхода энергии может вылиться во вспышку гнева или истерику.
Как следует делать уроки с ребенком с СДВГ
Необходимо рассчитать промежуток времени, в течение которого ребёнок может сфокусировать свое внимание на какой-то определенной деятельности. Например, 10 минут. За это время постараться выполнить задание или какую-то его часть, с обязательным логическим завершением поставленной цели.
Если задание большое, то разделить его на части, выполняя каждую часть, как целое задание, по завершении задания не забывать хвалить ребёнка за то, что он справился. Затем, переключаем его внимание на следующий предмет, так же, на небольшой промежуток времени, в течение которого ребёнок может фокусировать своё внимание. Таким образом, переключение внимания на новый вид деятельности, ребёнок будет вовлечен в обучающий процесс и ему будет интересно.
Основные психологические приёмы взаимодействия с детьми с СДВГ
Поощрение детей с синдромом СДВГ за их успехи должно быть не материальное, а в виде условных единиц, например, каких-либо жетонов, карточек, фигурок и т.д., при наборе определённого количества которых он бы получал какой-либо приз, награду, опять же не материальную, например, путешествие, развлекательную поездку, игрушку и так далее.
Очень большую роль для детей с СДВГ имеет строгий распорядок дня. Все действия в течение дня, с утра и до вечера, должны быть последовательны и систематичны. Ребёнок должен усвоить эту последовательность и научиться применять её каждый день. Любые изменения в распорядке дня должны обговариваться с ребёнком заранее, не стоит вносить спонтанное изменение в распорядок.
Главное в отношениях с такими людьми — это абсолютное спокойствие и поддержание спокойной психологической атмосферы вокруг детей с СДВГ. Не следует допускать их эмоционального перевозбуждения, исключить компьютерные игры, телевизор и просмотр чрезмерно эмоциональных сцен мультфильмов или фильмов.
Обеспечить ребенку длительное пребывание на свежем воздухе, прогулки чрезвычайно полезны для нервной системы, дают эмоциональную и физическую разгрузку. Полезно играть с ребёнком на свежем воздухе в различные игры, направленные на концентрацию внимания: теннис, футбол, хоккей, бадминтон и т.д.
Не следует предъявлять завышенные требования к ребёнку, от этого страдает его самооценка, во взрослом состоянии это может помешать человеку, добиться успехов, так как он будет чувствовать себя неуверенным, недостойным чего-то большего и лучшего.
Дети с СДВГ особенные и нуждаются в постоянном внимании и контроле и со стороны учителей, и со стороны родителей, особенно от родителей зависит благоприятный исход данного состояния. Психологическая обстановка в семье играет огромную роль для благоприятного исхода и нейтрализации синдрома. Чем больше терпения проявят родители к ребенку, тем скорее и легче ребёнок адаптируется к социальной среде и научится адекватному поведению.
Помните об этом, родители, и постарайтесь проявить максимальное терпение к своему чаду, ведь это Ваш ребёнок и его будущее зависит от Вас.