В статье рассматриваются наиболее частые мотивации успешных людей, отказывающихся от карьеры, славы и высокого денежного дохода. Раскрывается схема «маскировки» под дауншифтинг разорившихся бизнесменов и творчески истощенных людей.
Классическая психология утверждает, что отказ успешных людей от высокого социального статуса напрямую связан с их усталостью от динамичного ритма жизни. Однако углублённые исследования опровергают этот стереотип.
У большинства дауншифтиров «усталость от суеты» является оправдательным мотивом, под которым они маскируют реальные причины своего ухода в отшельничество или в секту. Причем зачастую истинную мотивацию дауншифтер прячет не только от общества, но и от самого себя.
Причины сознательного понижения социального статуса
Для понимания и предотвращения этого пагубного по своей сути явления, необходимо более тщательно изучить человеческую природу и рассмотреть побудительные мотивы, подталкивающие успешных людей к дауншифтингу.
Из всех мотиваций, под влиянием которых состоявшаяся личность отказывается от своего высокого положения в обществе, наиболее изученными являются следующие:
- Маскировка финансово-карьерного краха.
- Уход в дауншифтинг после пережитого глубокого потрясения (позора, под влиянием компромата и т.п.).
- Психофизический стресс.
- Отказ от социального развития и уступка физиологическим потребностям.
Маскировка финансово-карьерного краха
Добиваясь успешной карьеры или финансового благополучия, человек со временем привыкает к психологическим преимуществам своего высокого социального статуса. Иногда такой человек теряет возможность поддерживать свой привычный образ жизни (потеря должности, бизнеса, финансового покровителя, высокого дохода, творческого вдохновения).
Возникает необходимость урезать свои потребности и спустится в глазах окружающих на более низкий социальный уровень. Принять такое решение психологически очень тяжело, особенно людям творческих профессий привыкших к вниманию и славе.
Далеко не все люди способны преодолеть мощное внутреннее сопротивление и поступить рационально. Значительная часть разорившихся бизнесменов или уволенных чиновников продолжают изображать финансовое благополучие в расчёте поправить своё положение с помощью наработанного имиджа. Когда же нерациональные расходы на поддержание имиджа вгоняют разорившегося человека в большие долги – он может избрать следующие линии поведения:
- Продать (заложить) дорогостоящее имущество, погасить долги и спуститься на несколько ступенек вниз по социальной лестнице. При этом неизбежно отдаление от привычного круга знакомств и контактов.
- Продолжать вести привычный образ в жизни, накапливая долги и рассчитывая на перемены к лучшему. Такая беспечность и нерациональность поведения часто приводит к трагическому финалу.
- Опираясь на свой положительный имидж, занять как можно больше денег у окружающих людей, продать по бросовым ценам имущество и сбежать за пределы досягаемости взыскателей (в другой город, в другую страну).
- Замаскировать своё разорение под дауншифтинг.
В последнем случае маскировка позволяет разорившемуся человеку «сохранить лицо» перед обществом. Человек остается в глазах своего окружения «успешной личностью», который просто устал от городской суеты и решил жить в деревне. Иногда бизнесмены и топ-менеджеры бросают свою, с виду благополучную, жизнь, заранее просчитав грядущий карьерный или финансовый крах.
Такое поведение присуще внутренне тщеславным и эгоистичным людям, которым проще бросить даже те блага, которые у них остались, лишь бы не наблюдать сочувствующие взгляды со стороны тех, кто некогда были ниже их по социальному статусу.
Уход в дауншифтинг после пережитого потрясения
Крах социальной структуры в момент распада СССР породил на постсоветском пространстве отношения, далекие от понятий «цивилизованность» и «гуманность». Нередко бывало, что представители силовых органов, администраций или владельцы небольших экономических активов, отказывающиеся вступать в сговор с криминальными структурами, подвергались риску похищения и сексуального надругательства с сопутствующей записью на видео.
Также, вместо надругательства жертву могли заставить убить другого похищенного (ребёнка, гастарбайтера, лицо без определенного места жительства и т.п.). Процесс казни также записывался на видео. Благодаря компромату, опозоренный или повязанный кровью человек вынужден был постоянно выполнять требования криминальных структур. Осознание пережитого позора и внутреннее психологическое давление подталкивало жертву к одному из следующих видов поведения:
- Глушение всплывающих воспоминаний с помощью алкоголя или наркотиков.
- Определение произошедшей ситуации как нормы, которая не является для жертвы страшным событием. Так, изнасилованные женщины могут вести беспорядочную половую жизнь, а мужчины вступать в однополые связи, убеждая себя в своей гомосексуальности.
- Уход в абсолютный дауншифтинг.
В последнем случае жертва насилия (или позора) уезжает в глухое место без благ цивилизации. Тем самым человек отсекает себя от возможных контактов с людьми из прошлой жизни. Если семья соглашается последовать за ним, то глава семейства, как правило, не разрешает своим домочадцам выходить за пределы их отшельнической мини-общины.
Психофизический стресс
Цивилизованный человек отличается от дикаря наличием запретов и условностей, которые он обязан соблюдать. При этом он постоянно вынужден ограничивать потребности своего физического тела: нельзя испражняться, где попало, нельзя спать, когда захочется и т.д. Успешный человек ради удержания и продвижения своего социального статуса к имеющимся цивилизационным табу прибавляет массу ограничений и запретов для своего тела и разума.
Приходится носить брендовую одежду, которая может быть неудобна телу или не соответствует психотипу человека. Заискивание перед неприятными, но нужными людьми, даёт психологическую нагрузку на мозг, который вынужден преодолевать внутреннее сопротивление. Шумные тусовки и корпоративы для людей некомпанейского склада характера являются настоящим адом, в котором они обязаны изображать радость и веселье.
Часто отдушина или хобби, с помощью которых человек снимает стресс, не способны полноценно снижать сопротивление своего разума и тела. Каждый современный человек использует свое личностное сознание, чтобы убедить свою физическую сущность в необходимости определенных жертв ради достижения более комфортного существования. Однако физическое тело может годами не получать обещанный со стороны разума комфорт.
Человек продолжает носить неудобную, но престижную одежду, питаться на ходу и приносить своему организму другие виды неудобств. В определенный момент физическая сущность пытается разорвать порочный круг и начинает влиять на поведение и поступки своего носителя. Это влияние может выражаться в следующих проявлениях:
- Появляются внутренние призывы к неадекватным поступкам, способным уничтожить карьеру или нанести финансовый ущерб. На человека неожиданно может нахлынуть острое желание ударить начальника или в момент деловых переговоров оскорбить бизнес-партнера. Физическая сущность человека не обладает таким развитым логическим инструментарием, как личностное сознание. Однако взаимосвязь физиологического организма и личности позволяет физической сущности безошибочно определять людей и предметы, ради которых личность постоянно лишает свой организм требуемого комфорта. В определённый момент человек получает выброс гормонов, побуждающих к неадекватным действиям. Слабый выброс развитая личность с натренированной силой воли способна сдержать. Сильный выброс удержать невозможно, но личность способна перенаправить взрыв энергии на посторонний предмет или объект (например, разбить тарелку или накричать на официанта).
- Физическая сущность «перехватывает управление» у прагматичной личности и уводит тело в предполагаемую зону комфортности. Люди по-разному описывают подобное состояние. Одни плохо осознают все происходящие, другие, наоборот, очень четко видят все свои поступки, но не сопротивляются желанию тела сорвать с себя галстук, снять обувь, расстегнуть рубашку, или уйти в место, где тихо и комфортно. Такой перехват управления может быть кратковременным, а может затянуться на долгие часы. В большинстве случаев, после глубокого сна личностное сознание возвращает контроль над организмом. Но иногда личность пытается вернуть себе власть над телом путем его повреждения (самоизбиение, порез, укус).
- Сознательная уступка телу. Человек совершает импульсивные поступки в виде отмены важных дел ради пребывания в тишине на фоне природы.
Последнее проявление является кратковременным дауншифтингом. После первых комаров или похолодания, физическая сущность сама начинает протестовать против дискомфорта и требовать от «разума личности» вернуться к благам цивилизации.
Отказ от социального развития и уступка физиологическим потребностям
Данное поведение хоть и считается одним из видов дауншифтинга, но на самом деле оно больше похоже на попытку человека зафиксировать свою жизнь в максимально комфортном состоянии. Дауншифтер продает все свое имущество, активы или увольняется с высокооплачиваемой должности. На вырученные деньги он приобретает комфортабельный загородный дом со всеми благами цивилизации, а оставшуюся сумму помещает в банк под проценты.
После этого человек в корне меняет свою жизнь и оптимизирует структуру денежных расходов. Вместо обязательного для успеха в обществе дресс-кода, он начинает носить простую и удобную одежду. Полностью меняются рацион питания и виды досуга. Денежные средства расходуются более скромно.
Дауншифтер способен долгие годы прожить в состоянии застоя, удовлетворяя лишь потребности в еде и доступных развлечениях. Такой подход к своей жизни является крайне эгоистичным по отношению к обществу, которое дало дауншифтеру воспитание и образование. Своим побегом из активной социальной среды, успешный человек снижает качественный потенциал общества в угоду своим потребностям.
Подводя итог
Особенности человеческой природы никому не дают иммунитет к дауншифтингу. Каждый может быть подвергнут внутреннему позыву бросить привычную жизнь и попытаться найти место и род занятий с меньшим уровнем психофизического дискомфорта. Причем подверженность этому явлению не зависит от уровня достатка и успешности.
Данный стереотип сложился из-за более яркого восприятия обществом эпизодов, связанных с широко известными личностями. Точно такой же уход в деревню городского слесаря-сантехника останется при этом без внимания. И пока данный вид асоциального поведения не принял масштаб эпидемии, уже сейчас на государственном уровне необходимо разрабатывать меры по профилактике и психологической «вакцинации» к дауншифтингу.